Идентификационный номер. Структура и содержание.

Для учета и идентификации транспортных средств был разработан и принят международный стандарт, установивший принцип построения и структуру идентификационного номера транспортного средства – VIN (от английского Vehicle Identification Number – идентификационный номер транспортного средства) ISO/3779. Во второй редакции, разработанной в 1982 году, данный стандарт был принят в числе прочих стран и в СССР.

Указанный стандарт устанавливает 17-тизначную структуру идентификационного номера транспортного средства и распространяется на автомобили, прицепы, мотоциклы и велосипеды с подвесным мотором в соответствии с ISO/3833. Применительно к легковым автомобилям международным техническим комитетом ISO/ТС22 «Легковые автомобили» был разработан международный стандарт ISO/3780.

Начиная с этого периода, VIN становится основным средством идентификации, поскольку:

‑ индивидуализирует автомобиль в целом, как конечный производственный продукт;

‑ наносится на редко заменяемые и, как правило, несъемные элементы автомобиля (идентификационные номера транспортных средств наносят обычно на такие детали, как кузов или рама (шасси), которые редко меняют в процессе ремонта);

‑ содержит данные, описывающие транспортное средство в целом.

Согласно указанного стандарта, идентификационный номер (VIN — Vehicle Identification Number) — упорядоченная последовательность знаков, предназначенных изготовителем для идентификации автомобиля.

Идентификационные номера транспортных средств представляют собой упорядоченное сочетание арабских цифр и заглавных букв латинского алфавита. Буквы I, O, Q в номерах кузовов использовать нельзя, поскольку их легко заменить другими буквами или цифрами, от которых они мало отличаются (например, «I» на «1», «O» на «Q» и т.д.).

В общей структуре идентификационного номера транспортного средства (VIN) международным стандартом ISO/3779 выделяют три части, первая из которых указывает код изготовителя (WMI), вторая ‑ описывает автомобиль (VDS), третья ‑ идентифицирует автомобиль (VIS).

Код изготовителя ‑ WMI (от английского World Manufacturer Identifier – всемирный код изготовителя) – это первая часть VIN, предназначенная для определения изготовителя автомобиля и состоящая обычно из трех знаков.

Каждому изготовителю, ответственному за выпуск автомобилей, в соответствии со стандартом, присваивается один или несколько кодов WMI, позволяющих его однозначно установить. Совместно с другими частями VIN, WMI обеспечивает идентификацию всех автомобилей в мире на протяжении последних 30 лет. Поэтому один и тот же WMI нельзя присваивать другому изготовителю автомобилей ранее, чем через 30 лет после использования первым изготовителем.

В WMI символы располагаются следующим образом. Первый символ (буква или цифра) обозначает географический регион. Второй символ (буква или цифра) – страну в географическом регионе. Третий символ – это буква или цифра, присвоенная национальной организацией определенному производителю.

Распределение первого знака кода производителя по странам приведено ниже в таблице:

 

 

Код географического региона (первый знак) Код страны (второй знак)
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z 1 2 3
 

 

 

АФРИКА

A ЮАР Б. С. Кости
B Ангола Кения Танзания
C Дагомея Малагасия Тунис
D Египет Марокко Замбия
E Эфиопия Мозамбик
F Гана Нигерия
G Мадагаскар
H В настоящее время не используется
 

 

 

АЗИЯ

J Япония (А – ноль)
K Шри-Ланка Израиль Южн Корея
L Китай
M Индия Индонезия Таиланд
N Иран Пакистан Турция
P Филиппины Сингапур Малайзия
R В настоящее время не используется
 

 

 

ЕВРОПА

S Великобритания ГДР Польша
T Швейцария Ч.-Словакия Венгрия Португалия
U Дания Ирландия Румыния
V Австрия Франция Испания Югославия
W Федеративная  Республика Германия
X Болгария Греция Нидерланды СССР Люксембург
Y Бельгия Финляндия Мальта Швеция Норвегия
Z Италия
 

СЕВЕРНАЯ

АМЕРИКА

1 Соединенные Штаты Америки
2 Канада
3 Мексика Коста-Рика
4 Соединенные Штаты Америки
5 В настоящее время не используется
ОКЕАНИЯ 6 Австралийский Союз
7 Нов Зеландия
ЮЖНАЯ

АМЕРИКА

8 Аргентина Чили Эквадор Перу Венесуэла
9 Бразилия Колумбия Парагвай Уругвай Тринидад
 

 

Часть VIN, описывающая автомобиль – VDS (от английского Vehicle Description Section – часть номера кузова, описывающая автомобиль) содержит информацию, описывающую основные составляющие автомобиля. VDS состоит из шести знаков. На месте неиспользуемых знаков изготовитель может проставить буквы или цифры по своему выбору (наиболее часто «0» или «Z»). Символы и их последовательность в VDS определяются изготовителем и обычно указывают тип автомобиля, его конструкцию, тип кузова, двигателя, конструкцию привода, рабочий объем двигателя и пр.

Часть VIN, идентифицирующая автомобиль – VIS (от английского Vehicle Indicator Section – часть номера кузова, идентифицирующая автомобиль) представляет собой последовательность знаков, предназначенных изготовителем для учета автомобилей как индивидуально-определенных объектов. В отечественной литературе эта часть номера получила название «серийного (порядкового) номера автомобиля».

VIS обычно состоит из восьми знаков, четыре последних из которых должны быть цифры. При необходимости год выпуска указывают в первой, а завод изготовитель – во второй позиции VIS (10-я и 11-я позиции VIN, соответственно).

В соответствии с Международным стандартом ISO/3779, год выпуска автомобиля начинается с 1 июля текущего года и заканчивается 30 июня следующего. С 1971 по 1979 года выпуска обозначались последней цифрой календарного года.

Начиная с 1980 года, год выпуска обозначают прописными буквами латинского алфавита и арабскими цифрами, которые имеют следующие значения:

 

A – 1980

B – 1981

C ‑ 1982

D – 1983

 

E – 1984

F ‑ 1985

G ‑ 1986

H – 1987

 

J ‑ 1988

K – 1989

L – 1990

M – 1991

 

N – 1992

P – 1993

R – 1994

S – 1995

 

T ‑ 1996

V – 1997

W – 1998

X – 1999

Y – 2000

1 ‑ 2001

2 ‑ 2002

3 ‑ 2003

4 ‑ 2004

5 ‑ 2005

6 ‑ 2006

7 ‑ 2007

8 ‑ 2008

9 — 2009

A — 2010

 

Начиная с 2010 года, начнется повторение букв или цифр, обозначающих год выпуска (с 2010 – буква A и т.д., с 2031 – цифра 1 и т.д.)

Идентификационный номер (VIN) транспортного средства должен располагаться в один или два ряда при сохранении одинаковых промежутков между смежными знаками номера. Допускается разделение частей VIN символом-разделителем, отличающимся от используемых в обозначениях цифр и букв. Такими символами могут быть горизонтальная черта, знак «*», звездочка или фирменный знак, которые могут также помещаться до и/или после номера.

В случае размещения в два ряда каждое из частей VIN не может быть разделено.

Помимо кузовов, рам (шасси) автомобиля производители нумеруют и иные комплектующие транспортного средства: двигатели, коробки передач, мосты и пр., идентифицирующая часть маркировки которых в соответствии с нормативными документами должна состоять не более чем из 14-ти знаков.

В соответствии с Международным стандартом в России разработан ГОСТ Р 51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие требования». Он содержит некоторые дополнения, например: возможность (допущение) дополнительно наносить на транспортное средство видимую и (или) невидимую маркировку, содержащую либо VIN, либо его описательную (VDS) и указательную (VIS) части (п.3.2.8); требования к табличке изготовителя (п. 3.3).

 

Способы и признаки изменения маркировочных данных

В этом разделе рассматриваются способы изменения маркировки вне заводов-изготовителей, которые следует отличать от исправлений ошибочно нанесенных знаков, всей маркировки в целом на предприятии-изготовителе.

Здесь же перечислены признаки, которые могут свидетельствовать об изменении маркировки. При их обнаружении необходимо определить, в результате чего они возникли.

Часть признаков образуется как при ручной набивке или исправлении ошибки на предприятии-изготовителе, так и при подделке маркиро-вочных данных. Другая часть — только при подделке. Вопрос о подделке может быть решен при проведении соответствующего исследования в экспертно-криминалистическом подразделении.

Способы и признаки изменения маркировки кузовов

Основные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы А и В.

Для группы способов А, сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена их на другие. Для идентификации ТС в этом случае необходим комплексный анализ.

При использовании способов изменения маркировки группы В сохраняется первичная маркировка или ее следы и принципиально возможно ее выявление. К группе В можно отнести следующие распространенные способы изменения маркировочных данных, которые достигаются путем:
— добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки поверх знаков первичной, (например: 1 — 4, 6 — 8, 3 — 8);
— забивания (зачеканивания) отдельных знаков первичной маркировки и нанесения на их место других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами или заплавляют и окрашивают, (например: 4 -1, 8 — 3, 8 — 6);
— углубления участка маркировки, нанесения на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы и тиснения на полученной поверхности рельефа требующейся (вто-ричной) маркировки с последующей окраской участка кузова;
— углубления участка с маркировкой и закрепления на этом месте (сваркой или наклеиванием) участка панели с иной маркировкой.

К признакам, свидетельствующим об изменении маркировки кузова, относятся:
— нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
— следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпаклевки или иных материалов на участке маркировки;
— различие лакокрасочного покрытия (ЛКП) маркировочной панели и прилегающих участков, наличие следов опила (частиц) эмали на близлежащих деталях;
— несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
— сварные швы на маркировочной панели, соединение панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.

Способы и признаки изменения маркировки двигателей

Для уничтожения маркировки двигателя легковых автомобилей любых марок используют следующие основные способы:
— спиливание с помощью напильника вручную;
— удаление слоя металла механическим инструментом, например, шлифовальной машинкой;
— забивание старой маркировки керном или зубилом с последующей набивкой требуемых знаков;
— наклеивание на маркировочную площадку тонкой металлической пластины с нужной маркировкой;
— термическое воздействие на маркировочную часть блока цилиндров с помощью паяльной лампы, газовой горелки.

К признакам изменения маркировки двигателей можно отнести:
— следы механической обработки площадки;
— следы первичной маркировки;
— отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
— отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *